Я Учился Траве Раскрывая Тетрадь Анализ

      Комментарии к записи Я Учился Траве Раскрывая Тетрадь Анализ отключены

Я Учился Траве Раскрывая Тетрадь Анализ.rar
Закачек 1497
Средняя скорость 9066 Kb/s
Скачать

Я Учился Траве Раскрывая Тетрадь Анализ

Я любил свой мучительный труд,
…загадку
Смутных чувств и простую разгадку ума…
А. Тарковский

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тарковский А.А. / Стихи разных лет / Стихотворение А.Тарковского «Я учился траве, раскрывая тетрадь. » (восприятие, истолкование)

Смотрите также по произведению «Стихи разных лет»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Я любил свой мучительный труд,
…загадку
Смутных чувств и простую разгадку ума…
А. Тарковский
Что мы знаем о поэте Арсении Тарковском? Как ни грустно об этом говорить, но практически ничего. Его стихи стали как-то внезапно популярны в 1960-ых годах, однако, на мой взгляд, творчество этого поэта недопрочитано, недопонято, недопрочувствовано.
Наверное, одним из самых известных стихотворений Тарковского является “Я учился траве, раскрывая тетрадь…”, в котором лирический герой рассказывает о своем, поэтическом, видении мира, о своем даре…
На мой взгляд, композиционно стихотворение четко делится на три части – по количеству строф. Первая часть рассказывает о поэтическом видении мира героя, как, благодаря его дару, он чувствует и понимает все то, что находится и живет вокруг него. С самой первой строки мы убеждаемся, что это не стандартный взгляд среднестатистического человека – окружающий мир герой воспринимает через призму “словесной гармонии”:
Я учился траве, раскрывая тетрадь,
И трава начинала, как флейта, звучать.
Поэтический дар помогает лирическому герою понять законы этого мира и всей вселенной, проникнуть в тайну мироздания, почувствовать неявные нити, соединяющие все вокруг:
Знал, что в каждой фасетке огромного ока,
В каждой радуге яркострекочущих крыл
Обитает горящее слово пророка,
И Адамову тайну я чудом открыл.
Такое единение всего живого, в том числе, и самого героя с миром, поэт почувствовал благодаря своему пророческому (аналогия “поэт – пророк”, идущая еще от Пушкина) дару, который тоже является творением вселенной.
Лирический герой говорит о том, что он “открыл Адамову тайну”? Что подразумевается под этой метафорой? Что понял герой?
Думаю, это выражение многозначно, насыщено многими смыслами. С одной стороны, герой проник в тайну создания человека, его происхождения. Человек – часть божественного замысла, тесным образом связанная со всей вселенной, с каждой песчинкой, травинкой и стрекозой. Человек – равноправный член этого огромного мира, но ни в коем случае не господин и не владыка.
С другой стороны, Адам – первый человек на земле, и на его плечах лежала ответственная задача: именно он был правой рукой Бога, творил этот мир, устраивая его по законам божьим. Именно Адаму уподобляет себя и герой стихотворения. По его мнению, поэт – посланник Бога на земле, который должен, в меру своего таланта и духовных сил, преображать мир, творить его, следуя велению свыше. Мы видим, что лирический герой понимает и принимает эту ответственную миссию.
Вторая часть стихотворения – описание самого поэтическо-словесного процесса. Герой рассказывает, как его мысли, чувства, озарения превращаются в стихи, получают материальную оболочку.
Первое, что бросается в глаза, – труд героя мучителен: “Я любил свой мучительный труд…”. Однако он не воспринимает его как наказание – это дар, за который поэт бесконечно благодарен высшим силам.
Процесс сложения слов в поэтическую строку автор уподобляет строительному процессу – кладке. Сами слова – кирпичи, каждый из которых обладает своей энергетикой, своим “светом”. По мысли героя, звук слова способен передать сущность того предмета или явления, который он описывает: “В слове п р, а в д, а мне виделась правда сама”.
Свой стиль поэт характеризует как очень простой, четкий и строгий (мы знаем, что Тарковский был приверженцем классического стиля в поэзии с его точностью и честкостью): “Был язык мой правдив, как спектральный анализ…”
Третья часть представляет собой итог, оценку, которую герой дает своему творчеству, своей поэтической работе. Прежде всего, он безжалостен к себе: “В четверть шума я слышал, в полсвета я видел…”. Однако герой ясно осознает, что работал честно и делал все, что мог в тот или иной момент жизни.
Совесть лирического героя чиста – он выполнил свой человеческий и поэтический долг:
Но зато не унизив ни близких, ни трав,
Равнодушием отчей земли не обидел…
И наградой ему была родная земля, бездонное небо над головой, свет звезд отчизны, “студеная вода и пахучий хлеб” – то коренное, что держит человека на этой земле, дает ему смысл и счастье.
Стихотворение наполнено средствами художественной выразительности. Это, прежде всего, метафоры (“Я учился траве, раскрывая тетрадь, И трава начинала звучать”; “запевала свой гимн стрекоза, Меж зеленых ладов проходя”; “В каждой радуге яркострекочущих крыл”; “кладку Слов, скрепленных их собственным светом”; “загадку Смутных чувств и простую разгадку ума”; “Звезды падали мне на рукав”; “Дар студеной воды и пахучего хлеба” и т. д.).
Кроме того, в стихотворении есть сравнения (“начинала, как флейта, звучать”; “проходя, как комета”; “правдив, как спектральный анализ”), эпитеты (“яркострекочущих крыл”, “горящее слово пророка”).
В произведении чередуются мужские и женские рифмы (тетрадь – звучать, цвета – комета, ока – пророка, крыл – открыл и т. д.); присутствуют все виды рифмовки (парная, перекрестная и кольцевая).
Таким образом, стихотворение А. Тарковского “Я учился траве, раскрывая тетрадь…” тематически относится к произведениям о сущности поэзии и роли поэта. В нем автор раскрыл свое видение данного вопроса, продемонстрировал свой индивидуальный поэтический стиль – строгий, четкий, вымеренный, но от этого лишь приобретающий дополнительную образность, объемность и глубину.

Другие сочинения:

  • Мое любимое стихотворение (восприятие, истолкование, оценка). Стихотворение А. С. Пушкина “Наслаждение”Все мы живем на этой большой и прекрасной Земле, и не проходит ни одного дня, чтобы мы не сделали для себя какого – то открытия, пусть даже самого маленького: будь то впервые услышанная музыка или песня, прочитанная книга или просмотренный Read More .

  • Стихотворение А. Т. Твардовского “Вся суть в одном единственном завете…” (восприятие, истолкование, оценка.)У каждого поэта есть программные стихи, в которых выражены его “сверхидея”, жизненное кредо и нравственный устав Для Пушкина это “Пророк”, а для Твардовского – “…завет”, где сошлась вся суть его поэтического принципа, то, что он не передоверил бы ”даже Льву Read More .

  • Стихотворение Ф. И. Тютчева “Silentium!” (восприятие, истолкование, оценка) (мини-сочинение)Стихотворение “Silentium” – одно из самых сложных для понимания в творчестве Тютчева. В этом произведении поэт вскрывает проблему взаимоотношения личности с окружающим миром, и поэтому это стихотворение по праву относится к философской лирике. Уже название заключает в себе парадокс. Silentium Read More .

  • Стихотворение Ф. И. Тютчева “Silentium!” (восприятие, истолкование, оценка)Ф. И. Тютчев – известный русский поэт XIX века. Его творчество очень эмоционально и разнообразно: в нем мы услышим и шум весенних вод, и первый гром, и страдания от безответной любви, и философские размышления о смысле жизни. Философская лирика – Read More .

  • Стихотворение Н. А. Заболоцкого “Метаморфозы” (восприятие, истолкование, оценка)Стихотворение “Метаморфозы” написано Заболоцким в 1937-м году. Это время социалистического устроения общества, первых пятилеток. Россия поменялась, поэтому изменились и требования к творчеству. В начале тридцатых годов состоялся общероссийский съезд писателей, на котором перед литературой поставлены были новые задачи: отображать социалистическую Read More .

  • Стихотворение В. А. Жуковского “Море”. (Восприятие, истолкование, оценка)Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою. Тайна моря волнует поэта. Море всегда переменчиво, оно как бы соединено с небом: в хорошую погоду спокойное, ясное, а в плохую – беспокойное. Оно – как человек, как сам поэт. …Иль Read More .

  • Стихотворение Ф. И. Тютчева “Как хорошо ты, море ночное…” (Восприятие, истолкование, оценка.)Федор Иванович Тютчев! Как много это имя значит для русской поэзии! Сколько удивительных, прекрасных своей Мелодичностью, тонкостью мысли и лирической кроткостью стихотворений написал этот замечательный поэт! Он умел видеть и Ощущать то, чего не смог бы сделать человек непоэтической души, Read More .

  • Стихотворение Ф. И. Тютчева “Не то, что мните вы, природа…” (Восприятие, истолкование, оценка)Если в первый период творчества Ф. И. Тютчев выступал как поэт философского плана, то в зрелом возрасте поэзия мысли обогатилась у него сложностью чувств и настроений. Для выражения сложного мира человеческой души поэт использовал ассоциации и образы природы. Он не Read More .

  • Стихотворение А. Фета “Заря прощается с землею…” (Восприятие, истолкование, оценка)…Фет я только средь поющих. А. Фет Афанасий Афанасьевич Фет – выдающийся русский лирик, сумевший в своих стихах передать всю красоту природы. Мне кажется, в творчестве А. Фета можно выделить два типа пейзажных стихотворений. В произведениях “Еще майская ночь”, “Вечер”, Read More .

  • Стихотворение В. В. Маяковского “Письмо Татьяне Яковлевой” (восприятие, истолкование, оценка)Как всякий большой художник, Маяковский пришел в поэзию с заявкой на новое. Причем заявка была уж очень демонстративной, даже дерзкой. Известно, что поначалу поэт утверждал себя в группе. Футуристы (среди которых и был Маяковский) стремились быть ближе к живому разговорному Read More .

    В третьем катрене автор говорит о том, что все, что ни случалось в жизни его героя — и добро, и зло — не пропало даром, все послужило благу. Добро и зло выступают здесь ни в качестве антитезы, а скорее как две необходимые силы, поддерживающие равновесие. Это подчеркивается метафоричной фразой «все горело светло». Под «все» подразумевается жизнь, которую словно всю дорогу освещал яркий костер или теплое солнышко, несмотря на столкновения противоборствующих добра и зла. Наблюдаемый в этом катрене, да и во всем стихотворении, ассонанс на -о- выражает печаль и сожаление героя, словно в слове «Ох!»:

    В своем стихотворении Тарковский использует устоявшееся выражение — «брать под крыло», заставляющее невольно сравнить жизнь с птицей, неким тотемом-оберегом из языческого пантеона. Лирическому герою «и вправду везло» все это время, и автор подтверждает это, но — теперь и этого уже мало. Потому что это все — прошлое, и так и останется в прошлом. Как бы ни было замечательно житье героя когда-то, с первой строки стихотворения Арсений Александрович подчеркивает — все это уже прошло.

    Последний катрен стихотворения очень символичен. Используемая в нем фигура умолчания (Листьев не обожгло, Веток не обломало. ) показывает, насколько важно для лирического героя все, бывшее с ним раньше, выражает его боль от того, что все прошло, его наплыв чувств. Сравнение дня с промытым стеклом задает сложный образ: все в этой жизни стало прозрачно и гладко, все вроде бы хорошо. Спокойствие и тишина. «Промыт» — единственное слово движения стихотворения в настоящем времени. В одном из своих значений слово «промытый» означает «очищенный от примесей», что также можно понять неоднозначно. Жизнь стала легкой — потому что из нее исчезло все лишнее? Все интересное. И именно поэтому автор употребляет в конце каждого катрена эпифору «только этого мало». Потому что, подчеркивает он предпоследней строчкой пятого четверостишия, все, что украшало жизнь, исчезло.

    Все остальные глаголы стихотворения поставлены в прошедшее время. И это не случайно — ведь так подтверждается раскрываемая Тарковским тема проходящей жизни.

    Все стихотворение в целом представляет собой идеальную композицию дополняющих друг друга приемов, тропов и стилистических фигур, наполненную глубоким смысловым, философским содержанием, являясь размышлением автора о бытие.

    Бабочка в госпитальном саду

    Из тени в свет перелетая,

    Она сама и тень и свет,

    Где родилась она такая,

    Почти лишенная примет?

    Она летает, приседая,

    Она, должно быть, из Китая,

    Здесь на нее похожих нет,

    Она из тех забытых лет,

    Где капля малая лазори

    Как море синее во взоре.

    Она клянется: навсегда! —

    Не держит слова никогда,

    Она едва до двух считает,

    Не понимает ничего,

    Из целой азбуки читает

    Две гласных буквы — А и О.

    А имя бабочки — рисунок,

    Нельзя произнести его,

    И для чего ей быть в покое?

    Она как зеркальце простое.

    Пожалуйста, не улетай, О госпожа моя, в Китай!

    Не надо, не ищи Китая,

    Из тени в свет перелетая.

    Душа, зачем тебе Китай?

    О госпожа моя цветная,

    Пожалуйста, не улетай!

    «Бабочка в госпитальном саду» — стихотворение, почти документально описывающее мысли и чувства, которые рождаются в душе выздоравливающего после ранения автора при виде порхающей бабочки. Внешнее пространство и обстоятельства обозначены лишь в названии, но мы их реконструируем, обращаясь к биографическим данным из жизни Арсения Тарковского.

    Композиционно стихотворение разделено на 4 части: 1 часть — 10 первых строк, 2 часть — 10-16 строки, 3 часть — 16-20, 4 часть — 20-27. В основу композиционного деления положена динамика субъектно-объектных отношений. Субъектом выступает лирическое «я» автора, объектом — бабочка. Сбособы номинации (обозначения) объекта (через личное местоимение «она» и перефрастические обращения) имеют принципиальное значение для выявления идейной насыщенности образа бабочки в этом стихотворении

    Я учился траве, раскрывая тетрадь,

    Я учился траве, раскрывая тетрадь,

    И трава начинала как флейта звучать.

    Я ловил соответствия звука я цвета,

    И когда запевала свой гимн стрекоза,

    Меж зеленых ладов проходя, как комета,

    Я-то знал, что любая росинка — слеза.

    Знал, что в каждой фасетке огромного ока,

    В каждой радуге ярко стрекочущих крыл

    Обитает горящее слово пророка,

    И Адамову тайну я чудом открыл.

    Я любил свой мучительный труд, эту кладку

    Слов, скрепленных их собственным светом, загадку

    Смутных чувств и простую разгадку ума,

    В слове правда мне виделась правда сама,

    Был язык мой правдив, как спектральный анализ,

    А слова у меня под ногами валялись.

    И еще я скажу: собеседник мой прав,

    В четверть шума я слышал, в полсвета я видел,

    Но зато не унизил ни близких, ни трав,

    Равнодушием отчей земли не обидел,

    И пока на земле я работал, приняв

    Дар студеной воды и пахучего хлеба,

    Надо мною стояло бездонное небо,

    Звезды падали мне на рукав.

    Наверное, одним из самых известных стихотворений Тарковского является «Я учился траве, раскрывая тетрадь…», в котором лирический герой рассказывает о своем, поэтическом, видении мира, о своем даре…

    На мой взгляд, композиционно стихотворение четко делится на три части — по количеству строф. Первая часть рассказывает о поэтическом видении мира героя, как, благодаря его дару, он чувствует и понимает все то, что находится и живет вокруг него. С самой первой строки мы убеждаемся, что это не стандартный взгляд среднестатистического человека — окружающий мир герой воспринимает через призму «словесной гармонии».

    Поэтический дар помогает лирическому герою понять законы этого мира и всей вселенной, проникнуть в тайну мироздания, почувствовать неявные нити, соединяющие все вокруг.

    Такое единение всего живого, в том числе, и самого героя с миром, поэт почувствовал благодаря своему пророческому (аналогия «поэт — пророк», идущая еще от Пушкина) дару, который тоже является творением вселенной.

    Лирический герой говорит о том, что он «открыл Адамову тайну»? Что подразумевается под этой метафорой? Что понял герой?

    Думаю, это выражение многозначно, насыщено многими смыслами. С одной стороны, герой проник в тайну создания человека, его происхождения. Человек — часть божественного замысла, тесным образом связанная со всей вселенной, с каждой песчинкой, травинкой и стрекозой. Человек — равноправный член этого огромного мира, но ни в коем случае не господин и не владыка.

    С другой стороны, Адам — первый человек на земле, и на его плечах лежала ответственная задача: именно он был правой рукой Бога, творил этот мир, устраивая его по законам божьим. Именно Адаму уподобляет себя и герой стихотворения. По его мнению, поэт — посланник Бога на земле, который должен, в меру своего таланта и духовных сил, преображать мир, творить его, следуя велению свыше. Мы видим, что лирический герой понимает и принимает эту ответственную миссию.

    Вторая часть стихотворения — описание самого поэтическо-словесного процесса. Герой рассказывает, как его мысли, чувства, озарения превращаются в стихи, получают материальную оболочку.

    Первое, что бросается в глаза, — труд героя мучителен: «Я любил свой мучительный труд…». Однако он не воспринимает его как наказание — это дар, за который поэт бесконечно благодарен высшим силам.

    Процесс сложения слов в поэтическую строку автор уподобляет строительному процессу — кладке. Сами слова — кирпичи, каждый из которых обладает своей энергетикой, своим «светом». По мысли героя, звук слова способен передать сущность того предмета или явления, который он описывает: «В слове правда мне виделась правда сама».

    Свой стиль поэт характеризует как очень простой, четкий и строгий (мы знаем, что Тарковский был приверженцем классического стиля в поэзии с его точностью и честкостью): «Был язык мой правдив, как спектральный анализ…»

    Третья часть представляет собой итог, оценку, которую герой дает своему творчеству, своей поэтической работе. Прежде всего, он безжалостен к себе: «В четверть шума я слышал, в полсвета я видел…». Однако герой ясно осознает, что работал честно и делал все, что мог в тот или иной момент жизни.

    И наградой ему была родная земля, бездонное небо над головой, свет звезд отчизны, «студеная вода и пахучий хлеб» — то коренное, что держит человека на этой земле, дает ему смысл и счастье.

    Стихотворение наполнено средствами художественной выразительности. Это, прежде всего, метафоры («Я учился траве, раскрывая тетрадь, И трава начинала звучать»; «запевала свой гимн стрекоза, Меж зеленых ладов проходя»; «В каждой радуге яркострекочущих крыл»; «кладку Слов, скрепленных их собственным светом»; «загадку Смутных чувств и простую разгадку ума»; «Звезды падали мне на рукав»; «Дар студеной воды и пахучего хлеба» и т.д.).

    Кроме того, в стихотворении есть сравнения («начинала, как флейта, звучать»; «проходя, как комета»; «правдив, как спектральный анализ»), эпитеты («яркострекочущих крыл», «горящее слово пророка»).

    В произведении чередуются мужские и женские рифмы (тетрадь — звучать, цвета — комета, ока — пророка, крыл — открыл и т.д.); присутствуют все виды рифмовки (парная, перекрестная и кольцевая).

    Таким образом, стихотворение А. Тарковского «Я учился траве, раскрывая тетрадь. » тематически относится к произведениям о сущности поэзии и роли поэта. В нем автор раскрыл свое видение данного вопроса, продемонстрировал свой индивидуальный поэтический стиль — строгий, четкий, вымеренный, но от этого лишь приобретающий дополнительную образность, объемность и глубину.

    Фиолетовый от зноя,

    Рану смертную потрогал

    И последнее, что слышал —

    Запредельный вой тетив,

    И последнее, что видел —

    Пальцы склеивает кровь.

    Мертв лежит он в чистом поле,

    И Ахилл не пьет, не ест,

    И пока ломает руки,

    Щит кует ему Гефест.

    Равнодушно пьют герои

    Хмель времен и хмель могил,

    Мчит вокруг горящей Трои

    Тело Гектора Ахилл.

    Пожалел Ахилл Приама,

    И несет старик Приам

    Мимо дома, мимо храма

    Жертву мстительным богам.

    Не Ахилл разрушил Трою,

    И его лучистый щит

    Новый мститель сокрушит.

    И еще на город ляжет

    Семь пластов сухой земли,

    И стоит Ахилл по плечи

    В щебне, прахе и золе.

    Так не дай пролить мне крови,

    Чистой, грешной, дорогой,

    Чтобы клейкой красной глины

    В смертный час не мять рукой.

    Фиолетовый от зноя,

    Рану смертную потрогал

    Патрокл — друг Ахилла. Ахилл рассорился с Агамемноном на десятом году осады Трои, отказавшись помогать ахейцам, и отдал Патроклу свое оружие и доспехи.

    Патрокл отразил троянцев, но пал от руки Гектора, предводителя троянцев, между прочим мужественного защитника родного города, любящего супруга и нежного отца.

    И последнее, что слышал ­

    Запредельный вой тетив,

    И последнее, что видел

    Пальцы склеивает кровь.

    Всё это слышит, видит и чувствует смертельно раненный Патрокл.

    Мертв лежит он в чистом поле,

    И Ахилл не пьет, не ест,

    И пока ломает руки,

    Щит кует ему Гефест.

    Ахилл потрясен смертью друга, клянется отомстить Гектору и вместе с ним троянцам.

    Гефест кует Ахиллу новое оружие, в том числе чудесной работы щит («Ахиллов щит» — иносказательно: непревзойденное произведение искусства).

    Равнодушно пьют герои

    Хмель времен и хмель могил,

    Мчит вокруг горящей Трои

    Тело Гектора Ахилл.

    Завоевания героев «хмельные». Хмельной пир = битва.

    Ахилл отогнал троянцев и убил Гектора, хотя знал, что за этим последует его гибель, которую предсказал Калхант (легендарный прорицатель).

    Ахилл привязал тело Гектора к колеснице и помчался в свой лагерь.

    Пожалел Ахилл Приама,

    И несет старик Приам

    Мимо дома, мимо храма

    Жертву мстительным богам.

    Приам — отец Гектора, последний царь Трои, имел 50 сыновей и много дочерей. Имя его стало нарицательным для обозначения человека, испытавшего многие превратности судьбы.

    Ахилл соглашается за выкуп отдать Приаму тело его сына для совершения обряда погребения.

    Не Ахилл разрушил Трою,

    И его лучистый щит

    Новый мститель сокрушит.

    «Новый мститель» — это могут быть ахейцы, спрятанные до времени в «Троянском коне».

    И еще на город ляжет

    Семь пластов сухой земли,

    И стоит Ахилл по плечи

    В щебне, прахе и золе.

    Разрушат Трою и «семь пластов сухой земли», то есть те пласты, которые образуются от времени, от эпох, промчавшихся после победы одних и гибели других.

    И от победителей Время не оставит ничего, кроме «щебня, праха и золы».

    Так не дай пролить мне крови,

    Чистой, грешной, дорогой,

    Чтобы клейкой красной глины

    В смертный час не мять рукой.

    Первая строфа — умирающий Патрокл трогает «смертную» рану. Кровь склеивает пальцы.

    Последняя строфа. Лирический герой А. Тарковского сравнивает себя с Патроклом — он не хотел бы в «смертный час» мять «клейкую красную глину», то есть свою «чистую, грешную, дорогую» кровь»

    «Перед снегом» (1962)

    «Земле — земное» (1966)

    «Волшебные горы» (1978)

    «Зимний день» (1980)

    «Избранное» (полное прижизненное собрание стихотворений и переводов) (1982)

    «Стихи разных лет» (1983)

    «От юности до старости» (1987)

    «Быть самим собой» (1987)

    «Благословенный свет» (1993)

    Собрание сочинений в 3-х тт. (М., Художественная литература,1991—1993; Т.1, 2 — 50 000 экз., Т.3 — 20 000 экз. )


    Статьи по теме