Презентация Возрождение в Нидерландах

      Комментарии к записи Презентация Возрождение в Нидерландах отключены

Презентация Возрождение в Нидерландах.rar
Закачек 2985
Средняя скорость 2696 Kb/s
Скачать

Презентация Возрождение в Нидерландах

Презентация для урока МХК знакомит с особенностями Возрождения в Нидерландах.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ОСОБЕННОСТИ НИДЕРЛАНДСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Принципы искусства Возрождения в Нидерланды пришли позднее — 15 — 16 века. Персонажи в живописи нидерландцев скромные и будничные. Они, как сказал один из ведущих искусствоведов эпохи Северного Возрождения Николай Никулин, «соразмерны Вселенной и органически входят в нее, не утверждая себя и не претендуя быть ее грозным хозяином» .

Особенности: Отношение к античности: гораздо меньшее влияние античной культуры чем в Италии. Значительное влияние готического стиля. «Осень средневековья» — произрастание Северного Ренессанса непосредственно из Готики. Меньше наукообразия, больше мистицизма. В искусстве — тема пути, жизненной дороги человека полной страданий, вместо его пребывании в божественном пространстве у итальянских мастеров.

Отсутствие идеализации, героизации и монументализации образа человека В искусстве. Строгий порой саркастический взгляд на его пороки. Присутствие иронии и юмора в искусстве, смех и плач одновременно. Значительная роль пугающих образов в картинах Северного Возрождения (влияние средневековой символики).

МАСТЕРА Братья Ян и Губерт ван Эйк . Рогир ван дер Вейден Гуго ван дер Гус 15 век Ханс Мемлинг Иероним Босх Питер Брейгель 16 век

В Нидерландах в 15 веке яркий расцвет искусства. Развитие торговли, производство тканей, ковров, стекла. Храмы строились в основном из кирпича ( мало камня). Скульптура не получила особенного развития. Развитие миниатюрной живописи в продолжение готических традиций. ( «Часослов герцога Беррийского » — братья Лимбург 15 век.) Внимательная пристальность взгляда пришла и в алтарную живопись.

Братья — Ян и Губерт ван Эйк Ян ван Эйк начал как миниатюрист. Изобретение масляных красок приписывается им. Самое прославленное произведение братьев — большой Гентский алтарь. Начат Губертом , окончен Яном в 1432 году. Створки алтаря расписаны в два яруса — снаружи и внутри. Наружные створки — «Благовещение» с коленопреклоненными донаторами. В раскрытом виде алтарь вшестеро больше. Совокупность сцен воплощает идею искупления человеческих грехов и грядущего его просветления. В нижнем ярусе — «Поклонение Агнцу», сюжет из откровения Иоанна Богослова. Агнец — мистический символ апофеоза ожидающего праведников.

Гентский алтарь — 1426 -1432 г.г., Гент, церковь святого Бавона .

Гентский алтарь – одно из самых грандиозных творений Ян ван Эйка .

« Чета Арнольфини » — 1434 год., Ян ван Эйк . Тема таинства брака, сокровенный церемониал. (Уже здесь — бюргерская привязанность к миру вещей.) Смиренные труженики Нидерландов противопоставляются гордым « Икарам » Италии.

«Мадонна канцлера Роллена » — 1435 -1436 г.г.

Иероним Босх Необычайно ярким художником 15 века был Иероним Босх (около 1450-1516г.) Его творчество – это как бы взрыв средневекового мировоззрения, которое видит человека скопищем всевозможных пороков и грехов, а мир – обителью зла.

Родился и прожил всю жизнь в городе Хертогенбос . Писал преимущественно алтарные триптихи. Его картины — это картины притчи, картины пророчества. В своем творчестве он активно использует язык символов, свойственный готическому стилю. Наиболее ярко это выразилось в картине-триптихе — «Сады земных наслаждений».

На левой створке триптиха, что вполне канонично, изображен рай и сотворение Евы. На правой ад. В центральной части основная тема картины — сады земных наслаждений. В соответствии с готической традицией земные наслаждения часто сплетаются с пороками и грехами. Грехи представлены в картине в символическом виде. Где то эти символы согласуются со средневековыми традициями (чревоугодие — свинья, гнев — лев, грифон — зависть, осел — жадность), а где то они совершенно неожиданны самобытны и не подлежат простому объяснению. Аллегории Босха многогранны и неоднозначны, они вполне актуальны и сегодня, поскольку всегда актуальна тема борьбы добра со злом, «полем для которой являются человеческие сердца».

Босх триптих «Воз сена» Нидерландская пословица гласит: «Мир — это воз сена, и каждый берет из него все что удастся ухватить.» Развивая эту тему в своей картине, Босх вновь напоминает человеку о тщетности земных желаний и их тесной связи с пороками, о реальной людской нищете, ведь земные блага — это только сено. Босх написал довольно много картин на тему страстей (страданий) Христа. Одна из них, наиболее знаменитая -«Несение креста», где Христос изображен в окружении монстров, он закрыл глаза будто устав от людских пороков. Тяжесть креста утраивается этими лицами, искаженными страстями. Темный густой фон картины выделяет цветовые удары почти так же интенсивно как в готических витражах, и делает картину подобной чудовищному сновидению или наваждению, от которого хочет проснуться и сам Христос.

Страшные образы Босха всегда есть обличение зла . В его картинах также всегда есть альтернатива злу в лице добра и красоты живущих в мире. Добро часто представлено также символами и аллегориями, но концентрируется прежде всего в облике Христа, и святых изображаемых художником.

Особенности творчества Босха В русле религиозного жанра, притчевый иносказательный характер картин. Мистицизм, фантастичность, сказочность. Необычный подход к каноническим сюжетам. Сложная символика. Композиционная насыщенность, многофигурность . Детализация, подробная гладкая живописная манера. Декоративность цветовых решений картин. Иронический взгляд на человеческие поступки.

Одно из самых безысходных произведений – «Несение креста»

Питер Брейгель Старший Большое место в его творчестве занимает пейзаж, где прекрасный и величественный мир природы предстает в тесном соприкосновении с жизнью людей: «Сенокос» «Жатва» «Охотники на снегу»

Босх уже 4 года как умер, когда Брейгель родился. И тем не менее, Брейгель считал себя его учеником. Работал в Антверпене. Учился у Кука ван Альста . Писал картины в манере Иеронима Босха, но все же по иному. Был прозван «мужицкий», а также Питер — шутник.

Охотники на снегу

Особенности: Притчевый характер картин. Пестрота и многолюдность композиций. Ирония и юмор по отношению к человеку. Много аллегорий, иносказаний и символики. Точка зрения — с высоты птичьего полета. Спокойствие и совершенство природы в противовес суетливой мелочности людей. Значительная роль пейзажа. Простонародные типажи, гротеск, бытовые сюжеты.

ЛИТЕРАТУРА Энциклопедия Кирилла и Мефодия http://nearyou.ru/story0.html -О художниках и картинах http://ru.wikipedia — Википедия

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология, применяемая на уроке, -мастерская.По сути это интегрированный урок, материал, использованный на уроке, может пригодиться при написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку.

Голландия — маленькая страна, обехать которую можно за 6 часов. В 16 веке она входила в состав Нидерландов, и после буржуазной революции стала одной из передовых стран Европы.

Конспект урока с презентацией.

Цель урока: формирование знаний о причинах, основных событиях и значении освободительной войны в Нидерландах. Задачи: Образовательные: познакомить с причинами, основными событиями и зн.

Данный материал поможет учителю МХК при подготовке к урокам из цикла «Нидерландская живопись».

В свое время Артген ван Лейден воспринимался как крупное явление. Его картины за большие деньги приобретали Рембрандт и Рубенс, познакомиться с ним пытался Франс Флорис, хранились они в личной коллекц.

Презентация помогает учителю выстроить урок.

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемЯн Якунчиков

Похожие презентации

Презентация на тему: » Возрождение в Нидерландах Жанровый характер XV-XVII вв.» — Транскрипт:

2 Возрождение в Нидерландах Жанровый характер XV-XVII вв.

3 Франко-фламандская живопись Первое поколениеВторое поколение Питер Брейгель Старший ( ) Ян Ван Эйк ( ) Иероним Босх ( ) Ян Вермер Делтмский ( ) Херменс ванн Рейн Рембрандт ( ) Франс Халс ( ) Антонис Ван Дейк ( ) Питер Пауль Рубенс (

4 Родоначальник искусства Раннего Возрождения в Голландии Одно из известнейших произведений – Гентский алтарь (1432) Распространение живописи маслом Портрет – самостоятельный жанр «Портрет четы Арнольфини»

7 Объединил средневековую фантастику, фольклорные, сатирические и нравоучительные тенденции Тема добра и зла, божественных и адских сил

10 Продолжил художественную линию Босха Переплетение фантастики и реализма

12 Глава фламандской школы живописи барокко Сочетание приподнятости, бурного движения и чувственной красоты образов, смелых реалистичных наблюдений

14 Один из создателей парадного аристократического портрета XVII века Персонажи отличаются аристократической утонченностью

16 Представитель портретного искусства Портретист одного социального слоя Диагональное построение композиций, мощные мазки Подчеркнутая материальность образов

18 Величайший художник голландского барокко Историческая живопись Выполнил более 400 картин, 287 гравюр Величайший мастер светотени

21 Мастер бытового жанра Поэтическое восприятие повседневной жизни Классическая ясность композиций Воспроизведение мельчайших деталей быта

23 Излюбленные сюжеты: шумные пирушки Грубый юмор в изображении бытовых сцен

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Северное Возрождение: в поисках правды о человеке» . Презентация к уроку МХК (1 часть) по программе Рапацкой Л. А. Подготовила Серебрякова Н. В. , учитель МБОУ Талицкая СОШ. Ивановская область. 2017г.

СОДЕРЖАНИЕ Что такое Северного Возрождения Особенности Северного Возрождения Гентский Алтарь Творчество Ян ван Эйка Образ человека в творчестве Иеронима Босха Народный фольклор и пейзаж в произведениях Питера Брейгеля Старшего Эразм Ротердамский – «гражданин мира» Композиторская школа Нидерландов (16 в) Задание: определение особенностей живописи Итальянского Возрождения и Северного Возрождения

Я знаю всё, я ничего не знаю. Мне из людей всего понятней тот, Кто лебедицу вороном зовёт. Я сомневаюсь в явном, верю чуду. Нагой как червь, пышней я всех господ. Я всеми принят, изгнан отовсюду. / Ф. Вийон/ Я лютеран люблю богослуженье Обряд их строгий, важный и простой- Сих голых стен, сей храмины пустой Понятно мне высокое ученье. /Ф.И Тютчев/ Поэт французского Средневековья.

Что такое Северное Возрождение? Художественная культура 15 –16в. стран, расположенных к северу от Италии: Нидерландов, Германии, Франции. Общее: «Ключевой образ» – человек. Причины различий Северного Возрождения и Итальянского: Другой климат (более суровый), Другая общественная ситуация, Культура не связана с Античностью

Основные особенности Северного Возрождения: опора на традиции средневекового искусства, поздний интерес к античности; связь с народным искусством; влияние идей Реформации и отражение в искусстве социальных потрясений; отставание архитектуры, скульптуры от живописи и книжной миниатюры.

Нидерланды — место зарождения ренессансного искусства Гентский алтарь – символ сочетания средневекового и ренессансного искусства. «Поклонение Агнцу» Автор – Ян ван Эйк – основоположник Северного Ренессанса. Церковный створчатый алтарь (алтарь-складень) в католическом кафедральном соборе Святого Бавона в бельгийском городе Гент. Создан по заказу Йоса Вейдта богатого донатора церкви Святого Иоанна Богослова (XV век), позднее ставшей собором Святого Бавона (1561), для личной капеллы его жены

Гентский алтарь Алтарь состоит из 24 панелей, на которых изображены 258 человеческих фигур. Высота алтаря в центральной части достигает трёх с половиной метров, ширина — пяти метров. Картины, из которых состоит алтарь, расположены на внешней и внутренней стороне алтаря. Апофеоз торжества Христа — чувство, выраженное художником, воплотившим богословский сюжет («Откровение» Иоанна Богослова) и мечту человека о царстве любви, красоты и справедливости

Внешние створки Самой удивительной на внешних створках Гентского алтаря является сцена «Благовещения», традиционная для створчатых алтарей. Здесь художник изобразил коленопреклонённую Деву Марию и архангела Гавриила, который принёс ей божественную весть.

Дева Мария Архангел Гавриил Пророки Захария и Михей Иоанн Креститель— патрон церкви Святого Иоанна и Иоанн Богослов Эритрейская и Кумская предсказательницы донаторы-портреты заказчиков

Раскрытый алтарь — Великолепие сияющего красотой мира. Перед нами- чудо! С алтаря льется такое лучезарное солнце, какого Фландрия никогда не знала. Братья ван Эйки сотворили то, чем природа обделила их родину, даже солнечная Италия, природа которой сама утоляла стремление к многоцветью, не всегда видела на своих полотнах подобное кипение красок.

Раскрытый алтарь Адам и Ева Бог-Отец Дева Мария и Cв. Иоанн Креститель ангелы поющие(левая створка) ангелы музицирующие(правая створка). Нижние пять створок посвящены прославлению искупительной жертвы Христа, символом которой является стоящий на алтаре белый агнец. К нему собираются толпы людей, святые и праведники, мужчины и женщины, как бы все человечество.

Что передаёт в сцене поклонения агнцу ренессансное мироощущение художника?

Ян ван Эйк (ок. 1385 или 1390—1441) Фламандский живописец раннего Возрождения, мастер портрета, автор более 100 композиций на религиозные сюжеты, один из первых художников, освоивших технику живописи масляными красками. Жизнеутверждающее начало — во всех работах. Знал географию, геометрию, химию. Он сумел получить уникальный состав масляных красок, которые не меркнут от времени.

Мадонна каноника ван дер Пале Мадонна с Младенцем, святыми и донатором

Празднество при дворе герцога Бургундского Филиппа Доброго Мадонна канцлера Ролена

Самый известный — «Портрет четы Арнольфини» В истории искусства «Портрет четы Арнольфини» — одна из первых картин, подписанная самим художником. «Здесь был Ян ван Эйк. 1434». Так как вплоть до XV века было не принято подписывать свои картины. . Подсказкой о том, каким образом автору удалось сделать шаг вперед в реалистичности изображения, служит зеркало. А также подсвечник — невероятно сложный и реалистичный. Существует несколько теорий пытающихся объяснить внезапный переход к реализму ван Эйка. Но, одна из самых интересных принадлежит британскому художнику Д. Хокни и физику Чарльзу М. Фалько. Они полагают, что ван Эйк использовал изогнутые зеркала и маленькие линзы-для создания почти фотографических изображений. Этим они объясняют сдвиги в перспективе на его картинах.

Свадебный портрет Джованни Арнольфини и его невесты Супруги изображены стоящими в спальне. Они держат друг друга за руки в момент торжественной клятвы в присутствии двух свидетелей, чьи отражения видны в зеркале, висящем на стене. Один из свидетелей – сам художник, о чем говорит надпись над зеркалом: «Johannes de Eyck fuit hic» («Ян ван Эйк был здесь»).

Эта формулировка как бы ставит печать на картину, превращая её в документ. Живописец подписывает свою работу не как автор, а как свидетель. Возможно, он изобразил в зеркале самого себя, в виде фигуры в тюрбане и синем одеянии, переступающим порог комнаты.

На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. Зеркало в городском интерьере было необычным явлением во времена ван Эйка, обычно вместо него использовался полированный металл. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Выпуклые зеркала были более доступны. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. В зеркале, изображённом на картине, можно увидеть потолочные балки, второе окно и две фигуры людей, входящих в комнату. Особенно интересно расположение миниатюр, поскольку со стороны мужчины страсти христовы связаны с живыми людьми, а со стороны женщины — с мертвецами.

Мастер портрета Портрет жены художника Портрет мужчины в красном тюрбане (Автопортрет ?)

Новое поколение нидерландских художников Иероним Босх Рогир ван дер Вейден Хуго ван дер Гус Нарушение чувства гармонии с окружающим миром. Трагизм, пессимизм, безысходное горе, тревожная патетика.

Снятие с креста Алтарь Портинари Оплакивание Христа Рогир ван дер Вейден Гуго ван дер Гус

Иероним Босх (около 1450-1516г.) Необычайно яркий художник 15 века Его творчество – это как бы взрыв средневекового мировоззрения, которое видит человека скопищем всевозможных пороков и грехов, а мир – обителью зла. Одно из самых безысходных произведений – «Несение креста»

Триптих «Воз сена» Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир,— стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько может».

В центре— люди продолжают путь по Дороге жизни, но их жадность, корыстолюбие позволяют демонам вести их в Ад (демоны тянут воз сена к прямо дверям Ада на правой створке) Греховной сутолоке явно противостоят таинственные поэтические детали (например, изящная чета любовников, музицирующих на самом верху пресловутого воза) и прежде всего чувственная красота колорита, обретающего все большую легкость.

Рай (Левая створка) Сюжет левой части показывает библейскую историю создания первых людей и их изгнание из Рая. Верхняя часть панели показывает Небеса. Бог наблюдает за ангелами. Непослушных — изгоняет, и они превращаясь в монстров, подобных крылатым насекомым, падают на землю. Земля пустынна и суха, только в центре оазис, окружённый стеной. Это — Рай. Слева — Бог создал Еву из ребра спящего Адама. Ниже — встреча со Змеем-искусителем. И, как следствие, — изгнание из Рая. Адам и Ева пытаются скрыть наготу. Адам просит Ангела простить их. Но Бог так решил! И Ева со страхом и неуверенностью смотрит в будущее.

Ад (Правая створка) На фоне огня, в котором горят проклятые, идёт строительство новой башни. Как и многое в работах Босха, назначение её было загадкой. Но историк-искусствовед Сикнза описал её, как строение, для подготовки входящих в Ад. Строительный материал — «души несчастных проклятых». Другая версия, что это пародия на Вавилонскую башню. Босх предоставляет зрителю разнообразие фигур, подвергающихся наказаниям, связанным с различными грехами.


Статьи по теме