Презентация Постулаты Бора 11 Класс Физика

      Комментарии к записи Презентация Постулаты Бора 11 Класс Физика отключены

Презентация Постулаты Бора 11 Класс Физика.rar
Закачек 3636
Средняя скорость 6203 Kb/s
Скачать

Презентация Постулаты Бора 11 Класс Физика

Презентация урока изучения нового материала по теме Постулаты Бора. Содержит разноуровневые качественные и расчетные задачи с подробным решением, тесты с ответами. Материалы презентации могут быть использованы для изучения механизма излучения и поглощения света атомами в 9,11 классе.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Постулаты Н. Бора Подготовила учитель физики Гусева Наталия Павловна МОУ СОШ №41 г.Саратов

1. Изучить квантовые постулаты Бора 2. Модель атома водорода Бора 3. Показать значение теории Бора в развитии физической науки Цель урока

Задачи урока: Образовательная: изучить постулаты Бора , раскрывающие основные свойства атома, их значимость в развитии физической науки. Применять полученные знания при решении задач. Развивающая: развивать логическое мышление, правильную речь, естественнонаучное миропонимание о строении вещества . Воспитательная : воспитывать стремление учащихся демонстрировать собственные достижения, объективно оценивать свои умения применять знания.

План урока 1. Организационный момент(1-2мин) 2. Проверка домашнего задания и актуализация изучаемой темы(6-8мин) 3. Изучение нового материала(12мин) 4. Физические упражнения для профилактики утомляемости на уроке (3 мин) 5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала (5мин) 6. Закрепление новых знаний (10 мин) 7. Итоги урока. Рефлексии (4мин) 8 .Организиция домашнего задания(1мин)

ТЕСТ № 1 Проверка домашнего задания

1. Принятая в настоящий момент в науке модель структуры атома обоснована опытами по. растворению и плавлению твердых тел ионизации газа химическому получению новых веществ рассеянию a-частиц Ответ: d .

2. В опыте Резерфорда альфа частицы рассеиваются. электростатическим полем ядра атом электронной оболочкой атомов мишени гравитационным полем ядра атома поверхностью мишени Ответ: а

3. На рисунке показаны траектории aльфа частиц при рассеянии их на атоме, состоящем из тяжелого положительно заряженного ядра Z + и легкого облака электронов е – . Какая из траекторий является правильной? Только 1 Только2 И 1, и 2 Ни 1, ни 2 Ответ: b

4. Какое утверждение соответствует планетарной модели атома ?

5 . На рисунке изображены схемы четырех атомов. Черными точками обозначены электроны. Атому соответствует схема.. a b c d Ответ: b

6 . Сравните массы частиц, фигурирующих в объяснении опыта Резерфорда: масса альфа частицы – М a , масса ядра атома золота М Au , масса электрона – М е A B C D М Au » М a >> М е М Au > М a >> М е М Au >> М a >> М е М Au » М a ν1. Что происходит при переходе электрона из состояния E3 в состояние Е1? 1. излучение света частотой ν2 – ν1 2. поглощение света частотой ν2 – ν1 3. излучение света частотой ν2 + ν1 4. поглощение света частотой ν2 + ν1 ОТВЕТ 3

3Уровень сложности задания самостоятельно решить задачи Упр13(1,2)

ГРУППОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ – по кругу высказываемся одним предложением, используя начало фразы из рефлексивного экрана : сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… я приобрел…

Домашнее задание § 94,95.

Использованные материалы и интернет-ресурсы 1. Образовательный комплекс ФИЗИКА, 10–11 класс. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. ( Cистема программ «1С: Образование 3.0») . Раздел « Квантовая и ядерная физика» . CD . 2004г. 2. http://fiz.1september.ru 3.http://studyport.ru 4. http://radik.web-box.ru

Список использованной литературы 1.Мякишев Г. Я., Физика. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый и профил. уровни / Г. Я. Мякишев, Б. В. Буховцев, В. М. Чаругин; под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой. — 17-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2008. — 399 с : ил. 2.Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 11 класс.- М : ВАКО.2006.- 464с.- ( В помощь школьному учителю). ISBN 5-94665-348-2 3.Сборник задач по физике: Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Сост. Г.Н. Степанова.-10-е изд.- М.: Просвещение, 2004.-288 с. : ил. – ISBN 5-09013438-3.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок был разработан и представлен в рамках методического семинара «Образовательная среда школы и профилизация образования», проходившего на базе нашей школы в 2011 году. Урок был проведен в 11 к.

Опорный конспект для учащегося является дидактическим материалом к уроку по теме «Постулаты Бора», 11 класс. В конспекте содержаться задания актуализации знаний, практическая работа и рефл.

Презентация содержит 14 слайдов по основным этапам урока. В ней отражены задачи, цели урока, актуализация знаний, инструкция практической работы с интерактивной моделью Планетарной модели атома водоро.

Тема урока: «Постулаты СТО. Следствия, вытекающие из постулатов СТО» Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Дидактическая цель: раскрыть содержание постулатов специа.

В данной работе представлен конспект-урока по физике для общеобразовательного 11 класса по теме «Постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору» . Данная тема изучается в главе «Атомная физика» в 11 кл.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

КВАНТОВЫЕ ПОСТУЛАТЫ БОРА ГОУ СОШ №149 Учитель физики Т. Л. Касимовская

Бор Нильс Хенрик Давид (7.10.1885—18.11.1962) Датский физик, один из создателей современной физики. Основатель (1920) и руководитель Института теоретической физики в Копенгагене (Институт Нильса Бора); создатель мировой научной школы; иностранный член АН СССР (1929). Создал теорию атома, в основу которой легли планетарная модель атома, квантовые представления и предложенные им постулаты. Важные работы по теории металлов, теории атомного ядра и ядерных реакций.

Модель Резерфорда 1. В центре атома находится положительно заряженное ядро, занимающее ничтожную часть пространства внутри атома (порядка 10-12 — 10-13 см, что в десятки или даже в сотни тысяч раз меньше размеров самого атома). 2. Весь положительный заряд и почти вся масса атома сосредоточены в его ядре (масса электрона равна 1/1823 а.е.м.). 3. В целом атом нейтрален, из чего следует, что число внутриатомных электронов, как и заряд ядра, равно порядковому номеру элемента в периодической таблице.

Электроны движутся вокруг ядра, подобно тому как планеты движутся вокруг солнца . Такой характер движения обусловлен действием кулоновских сил Модель Резерфорда

крупный шаг в развитии знаний о строении атома. наглядная и полезная для объяснения многих экспериментальных данных, в частности была совершенно необходимой для объяснения опытов по рассеянию α-частиц но обнаружила и свои недостатки: неспособна объяснить не смогла объяснить все свойства атомов, факт длительного существования атома, т. е. его устойчивость Модель Резерфорда

По классическим законам атом должен излучать электромагнитные волны, т.к. электроны движутся с ускорением. Это должно приводить к уменьшению запаса потенциальной энергии в системе ядро – электрон, а следовательно, и к постепенному уменьшению радиуса орбиты электрона и, наконец, к падению электрона на ядро (за время порядка 10–8 с атом прекратил бы свое существование) . НО атомы обычно не излучают электромагнитные волны, а атомы устойчивы, т.е. электроны не падают на атомные ядра Модель Резерфорда

Никаких доказательств того, что атомы непрерывно исчезают, не было, следовательно, модель Резерфорда в чем-то ошибочна Модель Резерфорда

Бор предположил, что электрон в атоме не подчиняется законам классической физики. ПОСТУЛАТЫ БОРА

В 1913 году Бор показал, что поведение микрочастиц нельзя описывать теми же законами, что и макроскопических тела. Бор предположил, что величины характеризующие микромир, должны квантоваться, т.е. они могут принимать только определенные дискретные значения. Законы микромира — квантовые законы! Эти законы в начале 20 столетия еще не были установлены наукой. Бор сформулировал их в виде трех постулатов дополняющих ( и «спасающих») атом Резерфорда.

Атомная система может находиться только в особых стационарных, или квантовых, состояниях, каждому из которых соответствует определенная энергия. ПОСТУЛАТЫ БОРА I постулат

I. Электрон может вращаться вокруг ядра не по произвольным, а только по строго определенным (стационарным) круговым орбитам. Радиус орбиты r и скорость электрона v связаны квантовым соотношением Бора: ПОСТУЛАТЫ БОРА mrv =nћ I постулат где m — масса электрона, n — номер орбиты, ћ — постоянная Планка (ћ = 1,05∙10-34 Дж∙с).

2. При движении по стационарным орбитам электрон не излучает и не поглощает энергии ПОСТУЛАТЫ БОРА II постулат

III постулат 2. Излучение света происходит при переходе атома из стационарного состояния с большей энергией в стационарное состояние с меньшей энергией.

При этом энергия испущенного атомом фотона равна разности энергий стационарных состояний, а где Ek — энергия атома в более высоком энергетическом состоянии; Еn — энергия атома в более низком энергетическом состоянии. III постулат частота излучения определяется по формуле:

Третий постулат позволяет вычислить по известным экспериментальным значениям энергий стационарных состояний частоты излучения атома водорода.

Если атом водорода переходит из более высоких энергетических состояний — в третье: излучение света происходит в инфракрасном диапазоне частот; СЕРИЯ ПАШЕНА- ИНФРАКРАСНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ

Если атом водорода переходит из более высоких энергетических состояний — во второе -излучение света происходит в в видимом диапазоне; СЕРИЯ БАЛЬМЕРА- ВИДИМЫЙ СВЕТ

СЕРИЯ ЛАЙМАНА УЛЬТРАФИОЛЕТОВОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ Если атом водорода переходит из более высоких энергетических состояний — в первое — излучение света происходит в ультрафиолетовом диапазоне.

Если атом переходит в одно из возбужденных состояний, долго оставаться там он не может: атом самопроизвольно (спонтанно) переходит в основное состояние. ПОСТУЛАТЫ БОРА ИК видимый УФ

Свои постулаты Бор применил для объяснения излучения и поглощения света атомом водорода.

На основании теории Бора оказалось возможным построить количественную теорию спектра водорода. АТОМ ВОДОРОДА

УЛЬТРАФИОЛЕТ ВИДИМЫЙ СВЕТ АТОМ ВОДОРОДА ИНФРАКРАСНОЕ

спектры излучения Спектр нагретого вещества в газообразном состоянии состоит из узких линий разного цвета. Такой спектр называется линейчатым спектром излучения. Для получения такого спектра используют дуговой или искровой разряд. Линейчатый спектр излучения у каждого химического элемента свой, не совпадающий со спектром другого химического элемента.

СПЕКТРЫ ИСПУСКАНИЯ Расчеты Бора привели к согласию с экспериментально определенными частотами. Частоты излучений можно определить по спектрам атомов: на фоне сплошного спектра поглощения (на черном фоне) видны цветные линии излучения, соответствующие определенным длинам волн или частотам

СПЕКТРЫ ПОГЛОЩЕНИЯ Поглощение света- процесс, обратный излучению: атом переходит из низших энергетических состояний в высшие. При этом атом поглощает излучение тех же частот, которые излучает при обратных переходах.

СПЕКТРЫ ИСПУСКАНИЯ СПЕКТРЫ ПОГЛОЩЕНИЯ 1-сплошной 2-натрия 3-водорода 4-гелия 5-солнечный 6-натрия 7-водорода 8-гелия

ТРУДНОСТИ ТЕОРИИ Построить количественную теорию уже для атома гелия на основе боровских представлений оказалось затруднительным

В современной физике с помощью квантовой механики построена количественная теория излучения и поглощения света. В рамках классической физики оказалось невозможным ответить на многие вопросы, связанные с поведением электронов внутри атомов, с излучением и поглощением атомов

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Ядерная модель атома. Квантовые постулаты Бора

Род около 470-460лет до н. э.; умер в глубокой старости) из Абдер (Фракия), древнегреческий философ, один из основателей античной атомистики. По Демокриту, существуют только атомы и пустота. Атомы – неделимые материальные элементы (геометрические тела, «фигуры»), вечные, неразрушимые, непроницаемые, различаются формой, положением в пустоте, величиной; движутся в различных направлениях, из их «вихря» образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры; они невидимы для человека, истечения из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения. Говорил о множественности миров. Демокрит

Д.Д. Томсон 1856 — 1940 гг ЭЛЕКТРОН ПОЛОЖИТЕЛЬНО ЗАРЯЖЕННОЕ ОБЛАКО «ПУДИНГ С ИЗЮМОМ» + + + + + + +

ЦЕЛЬ ОПЫТА: проверить, является ли правильной модель Томсона. Э. РЕЗЕРФОРД 1871 — 1937 гг 1910 — 1911 гг

Анри Беккерель 1900 год «урановые лучи»

Атом Резерфорда ат м омсона 1. Большинство альфа — частиц отклоняются от прямолинейного пути на углы не более 1- 20 2. Небольшая часть альфа – частиц испытывала отклонение на значительно большие углы 3. В среднем одна из 8000 альфа- частиц рассеивается в направлении, обратном направлению первоначального движения

ЯДРО электроны протоны нейтроны Планетарная модель атома Положения: Атом в основном пустой и состоит из ядра и обращающихся вокруг него электронов Ядро имеет заряд +Z, имеет размеры, в 10000раз меньше размеров атома, и обладает массой Вокруг ядра обращается Z электронов. И их заряд -Z

ПЛАНЕТАРНАЯ МОДЕЛЬ АТОМА ПРОТИВОРЕЧИЛА ЗАКОНАМ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ — электрон должен был непрерывно излучать электромагнитные волны. ТАКОЙ АТОМ НЕ МОГ СУЩЕСТВОВАТЬ .

Нильс Бор 1913 год Квантовая теория атома

Атомная система может находится только в особых стационарных квантовых состояниях, каждому из которых соответствует определенная энергия En. В стационарных состояниях атом не излучает. + —

При переходе атома из стационарного состояния с большей энергией En в стационарное состояние с меньшей энергией Em излучается квант, энергия которого равна разности энергий стационарных состояний: Е1 Е2 Е3 Е,эВ Излучает Е4 hνnm = En – Em h – постоянная Планка Частота излучения электрон квант

В стационарном состоянии электрон может двигаться только по такой «разрешенной орбите», радиус которой удовлетворяет условию: mr=nh, Где m — импульс электрона n – номер квантового состояния (1,2,3, …..)

Главным квантовым числом – целое число n, определяющее номер квантового состояния и энергию атома в этом состоянии. Энергетический уровень – каждое значение энергии, которой обладает атом в том или ином стационарном состоянии. Чем больше nтем дальше от ядра находиться электрон и тем выше его энергетический уровень


Статьи по теме