9 Класс Литература Достоевский Белые Ночи Презентация

      Комментарии к записи 9 Класс Литература Достоевский Белые Ночи Презентация отключены

9 Класс Литература Достоевский Белые Ночи Презентация.rar
Закачек 1627
Средняя скорость 7438 Kb/s
Скачать

9 Класс Литература Достоевский Белые Ночи Презентация

Презентация к уроку литературы в 9 классе «Ф.М.Достоевский. Страницы жизни и творчества. Сентиментальный роман «Белые ночи» Содержит богатый иллюстрационный материал. Визуальные надписи помогают глубже воспринять изучаемый материал, определить нравственно-философскую проблематику повести и её связь с сегодняшним днём.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 9 классе «Ф.М.Достоевский. Страницы жизни и творчества. Сентиментальный роман «Белые ночи» »

Весна, весна, пора любви.

Как тяжко мне твоё явленье,

Какое томное волненье

В моей душе, моей крови…

  • Повторим теорию литературы;
  • «Грамотно» прочитаем обложку

3. Отработаем навыки ведения беседы по вопросам учителя

«Фёдор Михайлович! Спасибо за «Белые ночи»…

Фёдор Михайлович Достоевский

Ф. М. Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как писатель-философ, потому что в центре его романов всегда стояла философская проблематика .

Раскрытие этой проблематики объясняет глубокий интерес писателя к тайнам внутреннего мира человека, к психологическому анализу его личности.

/>

« Нет ничего проще , чем составить жизнеописание Достоевского,- столько событий, происшествий, столько неожиданных поворотов и ударов судьбы! Эти «роковые жернова» перемололи бы любого. Скорость жизни Достоевского ужасна – это тот всепожирающий огонь, который испепеляет человека; выжить в таком ритме дано не каждому.

Но нет и ничего сложнее , чем писать о Достоевском. Весь он – дикий и одновременно ручной, страстный и вместе с тем холодный, сумасшедший и вместе с тем один из немногих разумных людей своего времени. Он – весь соткан из эмоции и чувства; его главный гений – неугомонная мысль и проницательный взгляд. Все в нем готово взорваться от того внутреннего давления, что он заключил в себя вместе с бедами и трагическими поисками человечества»

«Первым звеном в генеалогической цепи был Аслан-Челеби-мурза , некогда бежавший из Орды и нашедший приют у Дмитрия Донского» .

От него пошел род Ртищевых, прозванный так за большеротость. Во времена Василия Темного (ХV век) Ртищевы перебираются в Литву, где им «даруют несколько дворов в селе Достоево». С этого села и ведет начало фамилия нашего героя.

Михаил Андреевич … Неуживчивый, мрачный, ожесточенный, угрюмый человек

Дочь московского купца

Мария Фёдоровна Нечаева

30 октября (11 ноября) 1821 года родился Фёдор Михайлович Достоевский.

Жили Достоевские небогато, в маленькой квартире из двух комнат, где ютились семь человек. Сама больница находилась на нищей Божедомке, старом кладбище без имен и богатых памятников, где, вдобавок, хоронили и самоубийц.

Домашнее воспитание и обучение было строгим и жестким, хотя родители никогда детей не пороли и не ставили в угол. Держал в страхе вспыльчивый характер отца.

Михаил Андреевич стремился к «высшей нравственности» , «высшей идее» — этим желанием высшего и светлого будут впоследствии озарены многие произведения Достоевского.

Братья взрослели . Отец сначала хотел отдать Михаила и Фёдора в университетский пансион, но потом подумал и нанял учителей: кто-то приходил на дом, к кому-то приходилось ездить.

А в сентябре 1834 года братья поступили в пансион Чермака , «одно из лучших частных заведений Москвы ». Училище носило патриархальный характер, там старались дать иллюзию семейной жизни. Это училище славилось тем, что его воспитанники отличались хорошей литературной подготовкой и начитанностью .

« Это был серьезный, задумчивый мальчик, белокурый, с бледным лицом. Его мало занимали игры, он не оставлял почти книг, проводя свободное время в разговорах со старшими воспитанниками».

(Из воспоминаний о Достоевском-пансионере)

Зима 1837 года выдалась черной. Тяжело заболела Мария Фёдоровна. Доктор Достоевский, несомненно, понимал всю безвыходность положения и теперь пытался лишь продлить ей жизнь. Перед смертью маменька пришла в память, потребовала икону Спасителя, сначала благословила детей, потом отца…

«Братья чуть с ума не сходили, услыша об этой смерти и о всех подробностях ее. Фёдор говорил, что если бы у нас не было семейного траура, он просил бы позволения отца носить траур по Пушкину».

В 1839 г. скоропостижно скончался отец от апоплексического удара. Это известие настолько потрясло будущего писателя, что с ним случился нервный припадок, который усугубился слухами о том, что отец умер не своей смертью, а был убит мужиками. Болезнь развилась в эпилепсию, которая мучила писателя всю жизнь.

В 1846 г. увидело свет первое оригинальное произведение Достоевского «Бедные люди», принесшее автору необычайный успех.

История его публикации известна: Некрасов и Григорович рано утром ворвались в квартиру известного критика Белинского со словами: «Новый Гоголь явился!» «У вас Гоголи-то как грибы растут», — строго заметил критик, но, прочитав рукопись, воскликнул: «Что автор – молодой человек?» — и, узнав, что ему нет и 25 лет, произнес: «Ну, так он гениальный человек!»

Художественное своеобразие «Белых ночей»

«Белые ночи» были опубликованы в декабрьской книжке «Отечественных записок» за 1848 год , оказались одним из последних произведений молодого Достоевского.

Белые ночи” имеют два подзаголовка:

— Что такое «белые ночи»?

Бе́лые но́чи — ночи, в течение которых естественная освещённость так и не становится слишком низкой, то есть вся ночь состоит лишь из сумерек. Светлые ночи, сумерки в Петербурге.

А почему у нас невозможно такое явление, как белые ночи?

  • Но есть еще символическое значение этого словосочетания.

Белые ночи – счастливые ночи, когда можно мечтать, о чём желаешь.

— Какое значение вкладывает Достоевский в название?

К какому жанру относится произведение “Белые ночи”?

Название соединяет в себе романтическую символику (ночь – пора мечтаний, пора поэзии) с точным указанием на петербургское происхождение героев и петербургский характер истории . А если перевести название повести на французский язык, то оно приобретает дополнительный смысл – бессонные ночи”. В такие ночи не просто уснуть, кажется, должно что-то произойти.

Что означает слово “сентиментальный”, где вы уже встречались с этим понятием?

Сентиментальный – от франц. “чувственный”.

В 18 веке под флагом чувствительности выступило целое литературное направление – сентиментализм . Движение сердца, внутренняя жизнь, переживания героев стали интересны для писателей.

В 40-е годы 19 века с возникновением «натуральной школы» восстановили в правах значение чувства, еле уловимых переживаний. Апполон Григорьев , критик, склонен был даже называть чуть ли не всю «натуральную школу» школой «сентиментального натурализма». И типичным ее образцом считал «Белые ночи».

  • Обратимся к ключевому понятию – «воспоминания». Точнее – «Из воспоминаний мечтателя». Что это значит?

Воспоминания играют исключительную роль в его духовной жизни. И связано это с тем, что он – мечтатель.

  • Но какое значение имеет предлог «из»?
  • Оттенок непрерывности, длительности;
  • Осознанного выбора.

Какие слова взял Достоевский в качестве эпиграфа? Какой комментарий вы можете дать к ним?

Знать, был он создан для того,

Чтобы побыть одно мгновенье

В соседстве сердца твоего.

Иль был он создан для того,

Чтобы побыть одно мгновенье

В соседстве сердца твоего.

“… В характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни, жадных действительности, но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностью, и человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода – мечтателем…

Они любят читать и читать всякие книги, даже серьёзные, специальные, но обыкновенно со второй, третьей страницы бросают чтение, ибо удовлетворились вполне. Фантазия их подвижная, летучая, лёгкая, уже возбуждена, впечатление настроено, и целый мечтательный мир вдруг овладевает всем бытием мечтателя. …

Постепенно, неприметно начинает в нём притупляться талант действительной жизни. Ему, естественно, начинает казаться, что наслаждения, доставляемые ему своевольной фантазией, полнее, роскошнее, любовнее настоящей жизни”.

Спасибо за «Белые ночи»…

— прочитать (перечитать) роман «Белые ночи»;

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемЕгор Нагульнов

Похожие презентации

Презентация 9 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Петербург Достоевского в повести «Белые ночи» Урок литературы в 9 классе.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Петербург Достоевского в повести «Белые ночи» Урок литературы в 9 классе

2 …Люблю тебя, Петра творенье! Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой её гранит. Твоих оград узор чугунный. А.С.Пушкин «Медный всадник» …Люблю тебя, Петра творенье! Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой её гранит. Твоих оград узор чугунный. А.С.Пушкин «Медный всадник»

3 «… стук, гром, блеск; по обоим сторонам громоздятся четырехэтажные стены, стук копыт коня, звук колеса… домы росли… мосты дрожали; кареты летали, извозчики кричали» Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством» «… стук, гром, блеск; по обоим сторонам громоздятся четырехэтажные стены, стук копыт коня, звук колеса… домы росли… мосты дрожали; кареты летали, извозчики кричали» Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»

4 «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и полевые стены домов, когда весь город обратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде» Гоголь Н.В. «Невский проспект»

5 Где мог Мечтатель из повести Достоевского «Белые ночи» встретить впервые Настеньку? Однажды Мечтатель по своему обыкновению под вечер пошел побродить по городу. Он рассказывал: «Я пришел назад в город очень поздно, и уже пробило десять часов, когда я стал подходить к квартире. Дорога моя шла набережной канала, на которой в этот час не встретишь живой души. Правда, я живу в отдаленнейшей части города. Вдруг со мной случилось самое неожиданное приключение. В сторонке, прислонившись к перилам канала, стояла женщина; облокотившись на решетку, она, по-видимому, очень внимательно смотрела на мутную воду канала». Мечтатель жил «в отдаленнейшей части города». Но где именно? Такой же вопрос задала ему однажды Настенька.

6 Герой «Белых ночей» отвечал: «Там, у -ского моста». Каналом (а иногда и канавой) называли в прошлом самый извилистый и один из самых протяженных в Петербурге Екатерининский канал. В «отдаленнейшей части города» находится Ново-Никольский мост, переброшенный через канал. Рядом Никольский собор, колокольня этого собора и бывший Никольский рынок вдоль Садовой улицы. Все названия эти заканчиваются на -ский. Подходя к своему дому, перед тем как увидеть Настеньку, Мечтатель услышал, как часы пробили десять. На колокольне Никольского собора до сих пор сохранились часы, отзванивающие каждые полчаса.

7 Таким образом, мы можем представить, что встреча Мечтателя с Настенькой произошла у колокольни Никольского собора, а дом Мечтателя находился поблизости от этого места. Достоевский не случайно выбрал это место встречи своих героев. Он не раз проходил по Садовой вдоль Екатерининского канала весной 1846 года за два года до создания повести «Белые ночи». Писатель посещал «пятницы» у Михаила Петрашевского, дом которого находился на углу Садовой улицы и Покровской площади.

8 Работа в группах 1. Выпишите слова, словосочетания, характеризующие душевное состояние героя. Что придаёт тексту повествование от 1 лица? 2. Проанализируйте построение предложений в 1 абз. С кем ведет диалог рассказчик? Чего добивается таким образом автор? 3.Докажите, что Достоевский противопоставляет жизнь природы и жизнь города. Какой контраст петербургской жизни изображен в повести? Почему так одинок герой? 1. Выпишите слова, словосочетания, характеризующие душевное состояние героя. Что придаёт тексту повествование от 1 лица? 2. Проанализируйте построение предложений в 1 абз. С кем ведет диалог рассказчик? Чего добивается таким образом автор? 3.Докажите, что Достоевский противопоставляет жизнь природы и жизнь города. Какой контраст петербургской жизни изображен в повести? Почему так одинок герой?

9 Традиция изображения Петербурга идёт от Пушкина («Медный всадник»). Но в отличие от Пушкина, Достоевский тяготеет к очерково-бытописательской стороне изображения Петербурга (детали, топографическая точность). Кроме того, Достоевский не только бытописатель, он изображает и некоторую духовно-мистическую сущность Петербурга, где человек несчастен и одинок. При этом подчеркивается, что Петербург – символ России, что в нём все российские несообразности представлены в концентрированном виде.

10 Домашнее задание Прочитать и подготовить пересказ ст. о Л.Н.Толстом; Читать повесть «Юность», ТЕКСТЫ ПРИНЕСТИ С СОБОЙ Инд.задания

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок по повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи».

Цель урока: дать более полное представление о повести . Задачи урока: — познакомиться с творчеством писателя 40-х годов ; — рассмотреть жанровое своеобразие и композиционные особенности повести; — прикоснуться к теме Петербурга в творчестве Ф.М.Достоевского ; — особое внимание уделить образу главного героя ; — познакомить с еще одним вариантом интерпретации повести; — проследить , как тема «маленького человека» раскрывается в творчестве писателей первой половины XIX века .

Увертюра к уроку -музыкальное произведение Р.Шумана «Грезы». После прослушивания ответьте, пожалуйста, на вопросы : — Какое настроение владеет вами сейчас? — Как вы думаете , какие чувства , в этой пьесе хотел выразить композитор? — Что вы слышите ? Здесь звучит тема одного или нескольких героев? .

В период белых ночей встречаются в Петербурге Мечтатель- главный герой этого произведения и Настенька . В этом городе , по словам Н.В.Гоголя : «Все обман , все мечта , все не то , чем кажется…» А подзаголовок «Сентиментальная повесть» указывает на то , что речь здесь пойдет прежде всего о чувствах. Художественное своеобразие повести: Смысл названия

Композиция ее состоит из 4 глав — 4 ночей, 5 глава называется «Утро» ; Вторая ночь содержит историю Настеньки. Повесть заканчивается эпилогом. Повествование ведется от 1-го лица , от лица героя , который сам называет себя Мечтателем. Перед нами рассказ- исповедь.

Во время одной из своих прогулок Мечтатель встречает девушку , знакомиться с ней . Уже во время второго свидания Настенька рассказывает свою историю любви . Мечтатель сочувствует Настеньке , от всей души старается помочь, желает счастья, но скоро понимает, что сам влюблен в нее. Признание состоялось , хотя в самом начале знакомства Настенька предупреждала , что влюбляться в нее нельзя. На исходе 4 ночи , когда счастье уже было так возможно , за Настенькой является ее избранник. А Мечтатель остается один. Сюжет повести

Главный герой — Мечтатель. Этот тип, этот характер возникает во многих произведениях писателя 40-х годов. Еще в « Петербургской летописи» Достоевский попытался объяснить причину появления мечтателей в жизни. Писатель считал, что мечтательность возникает на почве неудовлетворенности окружающей действительностью слабых и забитых людей. Не чувствуя в себе достаточно сил для борьбы, они уходят в вымышленный мир, мир фантазий и мечтаний.

В «Белых ночах» два героя . И хотя рассказ ведется от лица Мечтателя и мы видим все его глазами , центральным действующим лицом является Настенька. Настенька- видение и реальность , олицетворение белой петербургской ночи. Из искусствоведческой работы А.А. Гозенпуда «Достоевский и музыка» -Согласны ли вы с этой точкой зрения?

Мечтатель терпит поражение в первом же столкновении с действительной жизнью. Он оказался побежденным даже в маленькой битве с судьбой за свое крошечное счастье. После ухода Настеньки герой вряд ли сможет измениться. Тип Мечтателя уже сформирован окружающей действительностью, полной противоречий , горестей и несчастий .Сам герой неспособен противостоять этой действительности , не проявляет он ни настойчивого желания, ни достаточной энергии . Он уходит в себя , замыкается в фантастическом мире отвлеченных мечтаний.

Но , оставшись наедине со своим несчастьем, Мечтатель все же благословляет Настеньку: «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастья , которое ты дала другому одинокому, благодарному сердцу! Боже мой! Целая минута блаженства! Да развеем этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую. »

Ф.М. Достоевский стал продолжателем традиции изображения типа « маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века. А одним из первых к этой теме обратился А.С. Пушкин. Самсон Вырин, Акакий Акакиевич и наш Мечтатель – герои разных произведений, у каждого из них свои жизненные обстоятельства, свои интересы, своя судьба. — Между тем, у них есть некоторая общность. В чем же она?

1. У них отнюдь не высокое социальное положение. 2. Все они вызывают жалость и сострадание к своей судьбе. 3.Каждый из героев переживает личную трагедию , теряя самое дорогое , что было у них в жизни: Самсон Вырин — горячо любимую дочку Дуняшу, Акакий Акакиевич- шинель, Мечтатель- Настеньку. 4. Именно эта утрата и ее последствия заставляют нас по –новому взглянуть на героя. С этого момента он становится нам по-настоящему интересен. 5. Одиночество- то , что составляет их жизнь , почти совсем лишенную радости. Общность героев :

6. Наконец , их сближает совершенная неспособность на какие-то решительные действия. С.Вырин , не сумев вернуть дочь, вернулся домой, смирился с потерей, начал пить и умер от горя и тоски. Акакий Акакиевич, не дождавшись справедливости, заболел и умер. Как сложится судьба Мечтателя , мы не знаем, но предположить можем. 7.Все герои оказываются в Петербурге. Этот город олицетворяет государство, которому, до « маленького человека» нет никакого дела. 8. Во всех трех произведениях авторы используют реалистичный взгляд на героев и происходящие с ними события.)

Домашнее задание : Письменно ответить на вопрос: « Что нового открылось мне в образе Мечтателя на сегодняшнем уроке? Соотнесите содержание повести Ф.М.Достоевского « Белые ночи» со словам Н.В.Гоголя из повести « Невский проспект» : «Все обман , все мечта , все не то , чем кажется…»


Статьи по теме